[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]
[an error occurred while processing the directive]

2015-11-07

5. Обработка деталей низа обуви

§ 1. Операции обработки

         Выкроенные детали низа необходимо соответствующим образом обработать, прежде чем отправить на скрепление с заготовкой.

         Операции обработки деталей низа перечислены ниже.

         Задники: увлажнение провяливание, проколачивание, обрезка по моделям, спуск краев, строжка и стекление.

         Женские подошвы: увлажнение, провяливание, проколачивание, выравнивание по толщине, спуск краев, перейм и крокуля.

         Мужские подошвы: увлажнение, провяливание, проколачивание, выравнивание по толщине, спуск внутреннего перейма.

         Стельки: увлажнение, провяливание, выравнивание по толщине.

         Геленки: увлажнение, провяливание, проколачивание и спуск краев.

         Ранты: увлажнение, провяливание и выравнивание по толщине.

         После обработки детали низа комплектуют в партии по 5-10-12 пар, связывают и направляют для пошивки обуви. На каждой пачке (желательно и на каждой детали) ставят размер.

 

§ 2. Увлажнение, провяливание и выколачивание

         Увлажнение деталей необходимо для того, чтобы облегчить как спуск (утонение) краев деталей, так и строжку их ножом. Сухую деталь ровно спустить ножом вручную и тем более выстрогать невозможно, так как в сухом виде резать кожу очень трудно. Увлажнение также придает детали пластичные свойства, которые необходимы при затяжке, чтобы задник плотно облегал пяточную, а носок – носочную часть колодки.

         Деталь рекомендуется увлажнять окунанием в воду комнатной температуры (18-200) на 5-8 мин. Необходимо следить за тем, чтобы каждая отдельная деталь была равномерно обводнена. При слишком плотной укладке деталей в увлажнительной коробке нормальное увлажнение невозможно, а в случае плохого увлажнения при спуске и строжке получаются выхваты.

         Провяливание. Во время увлажнения только поверхностный слой детали впитывает влагу. Внутренние части остаются неувлажненными. Чтобы влага распределилась по всей толщине деталей равномерно, необходимо, провести так называемое провяливание, заключающееся в том, что деталям дается пролежка во влажной мешковине в течение 2-3 час.

         Чтобы сократить время пролежки, в практике часто увеличивают длительность увлажнения деталей, однако этого следует избегать, так как вода вымывает из кожи наполнители и часть дубителя, что приводит к уменьшению ее стойкости в готовой обуви.

         Проколачивание. После провяливания детали проколачивают плиточным (утяжеленным) молотком на металлической плите, чтобы придать им большую плотность на всех участках. Проколачиванием слабые участки уплотняются, благодаря чему достигается равномерная плотность деталей по всей площади.

         Необходимо тщательно проколачивать все части деталей, - при слабом проколачивании трудно получить хорошее качества затяжки заготовки. В случае неудовлетворительного проколачивания возможна деформация задников и носков готовой обуви и быстрый износ подошв.

 

§ 3. Обрезка деталей по моделям

         После проколачивания площадь деталей увеличивается, т.е. становится больше, чем у модели данного размера, поэтому возникает необходимость обрезать излишки детали по моделям, или, как принято называть в ручном производстве, подкроить детали.

         Подкрой производится закройным ножом на деревянной доске по тем же моделям, которые служат для выкроя задника.

 

§ 4. Спуск (утонение) краев деталей

         Спуском называется срезание краев деталей под углом к поверхности кожи. Спуск производится специальным ножом.

         У задников нижняя часть при затяжке заготовки на колодку загибается на стельку принимая форму пятки колодки. Вследствие относительно большой толщины задника (минимум 2,75 – 3 мм) было бы затруднительно без спуска загнуть его на колодку и еще затруднительнее придать его нижней части правильную форму, соответствующую форме пяточной части колодки.

         Спуск верхнего края задника необходим для более плотного облегания им колодки в верхней пяточной части при затяжке заготовки. Этим предотвращается возможность повреждения подкладки и верха обуви толстым краем задника и стопа предохраняется от трения о него при носке обуви.

Места спуска на деталях низа         На рис. 99 показан спуск деталей. Ширина спуска верхнего края задника для женской обуви с высоким каблуком должна составлять (рис.99,б) 20 – 25 мм и для мужской и женской обуви с низким каблуком (рис. 99,а) – 18-20 мм.

         Ширина спуска нижнего края задника должна быть равна 15 мм, а для обуви с круговым рантом – не больше 10 – 11 мм. У обуви с круговым рантом пришиваемый задник меньше закладывается на стельку, чтобы облегчить вшивание ранта.

         У женской обуви с высоким каблуком, а также у мужской и женской с глухим каблуком задник дальше закладывается на колодку, почему спуск делается более широким. Это необходимо, чтобы повысить устойчивость задника и каблука.

         У задников спускают верхний край с лицевой стороны, срезая его на ширину 8-10 мм. Такой спуск делается для того, чтобы при высыхании задника верхний край его завертывался внутрь обуви. Толщина верхнего края задника после спуска должна быть небольшая (0,3 – 0,4 мм), нижний край должен быть несколько толще (1,2 – 1,3 мм), чтобы обеспечить стойкость задника и прочность крепления каблука и подошвы.

         У жестких носков спускают боковые края со стороны бахтармы, передний край и со стороны бахтармы и с лицевой стороны.

         Ширина спуска переднего края носка с лицевой стороны должна быть равна 6 мм (рис 99,г). Такой спуск необходим, чтобы в готовой обуви край не заворачивался внутрь и не беспокоил пальцы стопы. Ширина спуска перднего края с бахтармяной стороны должна быть не меньше 12 – 15 мм. Ширина носка затяжной кромки  - 10 – 12 мм.

         Носок спускают до 1/3 его толщины. После строжки носки для мужской обуви должны иметь толщину в средней части 1,5 – 2 мм, для женской  - 1,25 – 1,5 мм. Толщина края носка, идущего под затяжку, должна быть 0,75 мм, а передний край должен быть спущен на нет.

         У женских подошв для высокого и среднего каблука края спускают с бахтармы в пучках, в геленочной и крокульной частях (рис.99,в). Геленочную часть спускают с обоих краев, чтобы она лучше прилегала и чтобы можно было придать краям подошвы красивый вид при отделке. Спускание производится на ширине 13 – 15 мм. Толщина спущенного края 1,5 – 2 мм.

Приемы работы по спуску деталей         Крокуль спускают для того, чтобы подошва плотнее прилегала к крокульной части каблука и чтобы можно было лучше отделать крокуль подошвы в пошивочных цехах. Крокуль по всей площади должен быть толщиной 1,2 мм.

         Края подошв в пучковой и носковой частях спускают для того, чтобы создать более тонкий и изящный урез готовой обуви. Толщина спущенного края должна быть 2,25 – 2,5 мм, а ширина – 8 – 10 мм.

         Геленки спускают на нет со всех сторон: боковых, передней и задней. Ширина спуска – 8 – 10 мм (рис. 99,д).

         Боковые края необходимо спускать для того, чтобы геленок был на одном уровне с затяжной кромкой, задний край, - чтобы он ровно соединялся с подкаблучной частью, и передний,  - чтобы при наложении простилки на геленок не получилось утолщений и острых краев, которые могут беспокоить стопу.

         Приемы спуска краев деталей показаны на рис 100.

 

§ 5. Строжка и стекление деталей

         Строжка деталей. После спуска краев на деталях образуются грани. Если их оставить нетронутыми, то они будут портить внешний вид готовой обуви, поэтому такие грани снимают строжкой. При строжке боковой поверхности деталям придается овальная форма.

         Строжка имеет целью также выровнять деталь по толщине. После строжки толщина задников для мужской обуви должна быть с средней части 2,75 мм, для женской – 2,5 мм, а утонение от середины к краям и от середины к концам крыльев должно быть постепенное.

         Стекление деталей. Завершающей операцией обработки деталей является стекление. Задник при помощи стекла обрабатывается как с лица, так и с бахтармы: с лицевой стороны – для лучшего приклеивания задника к подкладке, с бахтармяной – для придания поверхности задника гладкости.

 

§ 6. Технические требования к обработанным деталям низа

         1. Обработанные детали должны иметь одинаковую толщину в паре, в особенности это относится к крыльям задника. при разной толщине крыльев каблук садится на пятку криво, с наклоном в ту ее сторону, где крыло задника тоньше.

         2. На деталях не должно быть выхватов и утолщений. Выхваты уменьшают стойкость задника, утолщения создают неровности на пяточной части обуви.

         3. Детали не должны быть перестроганы. Перестроганный задник во время эксплуатации оседает на каблук, носок получается слабым, подошва быстро протирается.

         4. Лицевой слой задника должен быть ровно отстеклен. Плохо отстекленный задник с лицевой стороны плохо приклеивается к заготовке.

         5. Бахтармяная часть задника не должна иметь рубцов и следов от спуска и строжки. Рубцы, оставленные на заднике, портят внешний вид готовой обуви.

 

§ 7. Оборудование, применяемое при обработке деталей низа

         Увлажнение и провяливание задников производят в шкафу, в нижней части которого ставят коробку с водой, а в верхней имеется полка для раскладывания задников по размерам. Время увлажнения определяется по песочным часам.

         Спуск, строжка и стекление выполняют на специально оборудованном рабочем месте. На рис. 101 показано рабочее место фабрики №3 модельной обуви в Москве.

Огранизация рабочего места для обработки деталей низа

На плите 1 производится околачивание задника. На доске 2 спускают лицевую часть, подкраивают по шаблонам и стеклят задник. В коробку 3 кладут околоченные задники, в коробку 4 – полностью обработанные задники. На мраморной плите 5 задники спускают и строгают. В коробку 6 сбрасывают отходы от спуска, строжки и стекления задников. В рабочем столе имеется шкафчик 7 для хранения инструментов.

         Основными инструментами являются плиточный молоток 8, стальной нож 9, брусок 10 для точки ножа, оселок или стелька 11 для правки, шаблоны 12 для подкроя задников.


article

Добро пожаловать,
гость сайта!

[an error occurred while processing the directive]
322616cf