2015-11-06
5. Раскрой тканей для пошива обуви
§ 1. Общие сведения о тканях
Исходным сырьем для выработки тканей являются волокна хлопка, льна, шелка и др. На прядильных фабриках из волокон прядут нити (пряжу), а на ткацких фабриках из этих нитей переплетением их в определенном порядке вырабатывают ткани.
Нити, идущие вдоль куска ткани, называются основой, а поперек него – утком. В различных тканях основные нити переплетаются с уточными по-разному. Существует много видов переплетений. Главные из них – гарнитуровое, саржевое и атласное, или сатиновое.
При выработке тканей гарнитуровым переплетением (рис. 30, а) нити основы и утка переплетаются между собой попеременно через одну. Благодаря частому их переплетению получается ткань большой прочности.
В саржевом переплетении (рис. 30, б) нить утка прокладывается через 2, 3 или 4 нити основы. Ткани саржевого переплетения менее прочны. чем ткани гарнитурового переплетения.
В атласном (сатиновом) переплетении уточные нити прокладываются через 4-5 нитей основы, реже, чем в саржевом. Ткань атласного переплетения имеет более красивый вид, но меньшую прочность, чем ткани первых двух переплетений.
Прочность, внешний вид и тягучесть ткани являются основными качественными показателями для обувных тканей. Эти показатели зависят от вида применяемых нитей (хлопковых, льняных, шелковых, шерстяных), характера переплетения и ряда других факторов, из которых основными являются: плотность ткани, ее вес, толщина нитей.
Плотность ткани определяется количеством нитей в полоске ткани шириной в 5 или 1 см; от плотности зависит прочность, тягучесть и усадка ткани.
Толщина пряжи характеризуется номером. При метрической системе нумерации номер пряжи обозначает число метров нити в 1 г. Чем выше номер пряжи, тем больше вес ткани.
Прочность ткани зависит от исходного сырья, метода выработки и целевого назначения (например, ткани для верха должны быть прочнее, чем для приклада) и обычно определяется разрывной нагрузкой в килограммах, приходящейся на полоску ткани в 50 мм.
По убывающей прочности ткани располагаются в такой ряд: льняные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные.
Тягучестью ткани называется ее способность удлиняться. Это свойство имеет большое значение для тканей, применяемых в обувном производстве. Без наличия тягучести невозможны были бы операции обтяжки и затяжки.
Как правило, тягучесть тканей по основе наименьшая, по утку она больше, по диагонали – наибольшая. Тягучесть ткани выражается в процентах от первоначальной длины и колеблется в пределах от 10 до 40%.
Сопротивляемость истиранию тканей, используемых для обуви, является весьма важным показателем (особенно у тканей, идущих на подкладку).
Ткани вырабатываются как из простой, так и из крученой пряжи, состоящей из двух или нескольких нитей. Ткани из крученой пряжи прочнее тканей из простой пряжи.
Различают обувные ткани для верха обуви, для подкладки, для межподкладки и для приклада (бочков, носков и т.д.). Свойства и внешний вид этих тканей различны.
§ 2. Ткани, применяемые для деталей верха обуви
Прюнель – двусторонняя ткань сложного переплетения с атласной лицевой и матовой изнаночной стороной. Хлопчатобумажная прюнель черного цвета применяется в основном на рядовую обувь (женские туфли), шелковая прюнель – на модельную обувь.
Люксор – хлопчатобумажная ткань с лощеными нитями, окрашенными в различные цвета. Вырабатывается из крученой пряжи, применяется для летней обуви.
Для изготовления верха модельной обуви применяют шагрень, атлас, полубархат, парчу и другие ткани.
Репс – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из толстого утка и тонкой основы. Благодаря такому подбору толщин пряжи ткань получается с рубчиком вдоль утка. Репс разных цветов применяется на мужские и женские полуботинки и туфли. Он поступает на фабрики исключительно дублированным на миткале или полотне, что увеличивает его прочность.
Кирза – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из крученой пряжи лучших сортов хлопка сложным двухслойным переплетением. Основные достоинства кирзы заключаются в равномерном удлинении ткани по основе и утку, большой прочности на разрыв и плотности по основе и утку. Кирза имеет ровную, красивую поверхность, весьма незначительную сыпучесть, обладает большой прочностью на истирание.
Башмачная ткань – хлопчатобумажная, гроденаплевого переплетения. Она вырабатывается из крученой пряжи, что придает ей большую прочность.
Башмачная ткань разных цветов (белого, коричневого, черного и др.), репс и кирза применяются для изготовления мужской и женской рядовой обуви.
В табл. 2 приведены характеристики шагрени пестротканой – хлопчатобумажной ткани с утком из искусственного шелка, в табл. 3 – характеристика атласа и полубархата.
Таблица 2.1
Характеристика шагрени, применяемой для изготовления деталей верха обуви (часть 1)
Ткань
|
Число нитей на 10 см
|
Прочность полоски на разрыв в кг
|
основа
|
уток
|
основа 50х200 мм
|
уток 20х200 мм
|
норма
|
допускаемое отклонение
|
норма
|
допускаемое отклонение
|
норма
|
допускаемое отклонение
|
норма
|
допускаемое отклонение
|
Отделанная
|
294
|
± 6
|
365
|
± 15
|
90
|
- 10
|
110
|
- 10
|
Суровая
|
294
|
± 4
|
365
|
± 12
|
90
|
-
|
100
|
-
|
Каландри-рованная
|
294
|
± 4
|
365
|
± 12
|
88
|
-
|
100
|
-
|
Суровая
|
294
|
± 4
|
344
|
± 12
|
90
|
-
|
100
|
-
|
Отделанная
|
290
|
± 4
|
344
|
± 12
|
88
|
-
|
100
|
-
|
Таблица 2.2
Характеристика шагрени, применяемой для изготовления деталей верха обуви (часть 2)
Ткань
|
Ширина ткани в см
|
Вес 1 м2 в г
|
Номер пряжи суровой
|
Удлинение в % не менее
|
Пере-плете-ние
|
норма
|
допускаемое отклонение
|
норма
|
допускаемое отклонение
|
основа
|
уток
|
основа
|
уток
|
|
Отделанная
|
72
|
±1,5
|
230
|
±15
|
85/3
краш.
|
260Д
|
16
|
16
|
Мелко-узорча-тое
|
Суровая
|
72
|
±1,5
|
245
|
± 15
|
85/3
краш.
|
260Д
|
14
|
17
|
То же
|
Каландри-рованная
|
72
|
±1,5
|
240
|
± 15
|
85/3
краш.
|
260Д
|
14
|
17
|
-
|
Суровая
|
71
|
± 1
|
245
|
± 15
|
85/3
краш.
|
315Д
|
14
|
-
|
Фасон-ное
|
Отделанная
|
71
|
± 1
|
240
|
± 15
|
85/3
краш.
|
315Д
|
13-19
|
18-28
|
-
|
таблица 3.1
Характеристика атласа и полубархата, применяемых для изготовления деталей верха обуви (часть 1)
Наимено-вание ткани
|
Число нитей на 10 см
|
Разрывное усилие полоски в кг 50х200 мм
|
основа
|
уток
|
основа
|
уток
|
норма
|
допустимое отклонение
|
норма
|
допустимое отклонение
|
норма
|
допустимое отклонение
|
норма
|
допустимое отклонение
|
Аллас суровый
|
564
|
-
|
332
|
-
|
83,5
|
-
|
43,5
|
-
|
Атлас готовый
|
626
|
-
|
327
|
-
|
84,8
|
-
|
29,1
|
-
|
Полубархат
гладкокрашенный
532
|
320
|
± 6
|
1148
|
± 52
|
53
|
± 5
|
30
|
± 3
|
Полубархат
гладкокрашенный
535
|
328
|
± 6
|
978
|
± 45
|
40
|
± 4
|
24
|
± 3
|
таблица 3.2
Характеристика атласа и полубархата, применяемых для изготовления деталей верха обуви (часть 2)
Наимено-вание ткани
|
Ширина в см
|
Толщина в мм
|
Вес 1 м2 в г
|
Номер пряжи
|
Удлинение в %
|
Краше-ние
|
Пере-пле-тение
|
основа
|
уток
|
основа
|
уток
|
|
Аллас суровый
|
82,8
|
0,3
|
162,3
|
64
|
54
|
12,3
|
10,8
|
-
|
Атлас-ное
|
Атлас готовый
|
78,3
|
0,34
|
145,2
|
62,7
|
82,0
|
5,0
|
10,6
|
Сернис-тое
|
То же
|
Полубархат
гладкокрашенный
532
|
53 ± 1
|
-
|
270 ± 14
|
85,2
|
65
|
-
|
-
|
-
|
|
Полубархат
гладкокрашенный
535
|
46 ± 1
|
-
|
230 ± 12
|
54
|
65
|
-
|
-
|
-
|
|
§ 3 Ткани, идущие на подкладку и межподкладку
Подкладка предохраняет стопу от трения, особенно по линии швов. Благодаря наличию подкладки внутренность ботинка становится ровной. Подкладка делает заготовку более стойкой и стройной, предохраняет ее от деформирования во время обработки и носки, увеличивает сопротивляемость верха заготовки в процессе обтяжки ботинка.
Поглощая пот, выделяемый стопой, подкладка предохраняет ногу от его вредного действия.
В основном на подкладку употребляются ткани с атласным, или сатиновым, переплетением. Это позволяет увеличить прочность заготовки на истирание во время носки обуви. Ткани атласного переплетения меньше истираются, чем ткани саржевого переплетения.
Для изготовления подкладки применяются тик-ластик, тик-саржа, гринсбон, сатин.
Тик-ластик – хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, обычно вырабатываемая из хороших сортов пряжи пятиниточным атласом с большой плотностью по основе. Гладкокрашенный тик-ластик обычно применяется на рядовую обувь, отбельный – на модельную.
Тик-саржа – хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Уточная нить подходит под одну нить основы и перекрывает следующую. Такое переплетение создает неодинаковую плотность по основе и утку, что приводит к общей большой тягучести ткани (до 22%) и резкой разнице в тягучести ее по утку и основе (до 16%). Особенно велика тягучесть ткани по диагонали. Тик-саржа бывает суровая, отбельная, гладкокрашенная.
Гринсбон – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая саржевым переплетением или диагональю, что придает ей на лицевой стороне вид «елочки». По физико-механическим свойствам гринсбон значительно уступает тик-ластику и тик-сарже, поэтому применяется для дешевой обуви.
Сатин – хлопчатобумажная ткань сатинового и атласного переплетения с гладкой и блестящей поверхностью. Сатин вырабатывается из пряжи высших сортов, имеет большую плотность по основе и утку, обеспечивает ткани большую стойкость в эксплуатации. В отбельном виде сатин идет на подкладку высококачественной обуви.
Кроме перечисленных выше тканей на подкладку для обуви иногда используют диагональ отбельную и молескин.
Межкодкладка в обуви служит для того, чтобы снизить тягучесть кожаных деталей верха, обладающих большой тягучестью, и придать им стойкость. Для межподкладки применяются хлопчатобумажные ткани: бязь, миткаль и коленкор в суровье.
§ 4. Раскрой тканей на детали верха, подкладки и межподкладки
Детали верха из текстиля отличаются от деталей из кожи тем, что по линии заднего шва у них имеется припуск на затачку в 4 мм, и с учетом способности нитей осыпаться, несколько увеличены припуски по линии затяжки и под застрочку.
Так как ткани в большинстве случаев меньше тянутся по основе, чем по утку, то детали верха из текстиля обычно выкраивают следом по основе. Однако детали верха для туфель с ремнем и лодочек при раскрое прюнели, атласа и полубархата следует выкраивать следом не по основе, а по утку, чтобы при носке лучше сохранялась форма такой обуви. Нельзя выкраивать детали из текстиля так, чтобы одна часть их в партии была выкроена следом по основе, другая – следом по утку, так как это осложняет пошивку обуви (разумеется еще хуже, если по-разному выкроены детали одной пары заготовок).
Раскрой ткани на подкладку производится следом в поперечном направлении, т.е. в раскроенном полотне нить утка должна лежать вдоль следа ботинка. При таком положении, создающем устойчивость на линии пальцев, полотно обладает некоторой тягучестью в направлении следа, что дает возможность достигнуть правильной обтяжки заготовки: тягучесть полотна и кожи равномерна. В то же время полотно предохраняется от разрыва в носочной части. Выкраивать полотно в продольном направлении не следует.
При раскрое подкладки для туфель с чересподъемным ремнем модели укладывают вдоль основы.
На межподкладку ткани раскраивают, укладывая модели следом не по утку, а по основе, так как большинство тканей, применяемых для межподкладки, имеет по основе меньшую тягучесть. Основное требование к межподкладке – отсутствие тягучести в направлении следа.
Перекосы в деталях обуви из ткани не допускаются, так как перекос нитей основы особенно сильно затрудняет затяжку заготовки. Не допускаются также на деталях верха текстильные пороки. Первосортную ткань раскраивают в 2-4 слоя, а ткань низших сортов, для лучшего использования, - в один слой.
Чтобы полнее использовать текстиль, необходимо соблюдать следующие правила.
Модель необходимо комбинировать (модели меньших размеров с более крупными или разные модели между собой) так, чтобы как можно полнее использовать ткань по ширине, не оставляя полосы – отходов вдоль кромки.
Куски в двух-четырехслойный настил необходимо подбирать не только по ширине, но и по цвету и оттенку.
Модели следует располагать по определенной системе, чем облегчается раскрой и повышается процент использования текстиля. На рис 31 и 31а показана схема раскроя из текстиля деталей верха, на рис.32 – деталей подкладки.
Если меется возможность производить разметку текстиля по трафарету, то нужно применять его, так как этот метод раскроя является одним из наиболее экономных.