2015-11-06

5. Раскрой тканей для пошива обуви

§ 1.  Общие сведения о тканях

            Исходным сырьем для выработки тканей являются волокна хлопка, льна, шелка и др. На прядильных фабриках из волокон прядут нити (пряжу), а на ткацких фабриках из этих нитей переплетением их в определенном порядке вырабатывают ткани.

            Нити, идущие вдоль куска ткани, называются основой, а поперек него – утком. В различных тканях основные нити переплетаются с уточными по-разному. Существует много видов переплетений. Главные из них – гарнитуровое, саржевое и атласное, или сатиновое.Переплетение тканей

            При выработке тканей гарнитуровым переплетением (рис. 30, а) нити основы и утка переплетаются между собой попеременно через одну. Благодаря частому их переплетению получается ткань большой прочности.

            В саржевом переплетении (рис. 30, б) нить утка прокладывается через 2, 3 или 4 нити основы. Ткани саржевого переплетения менее прочны. чем ткани гарнитурового переплетения.

            В атласном (сатиновом) переплетении уточные нити прокладываются через 4-5 нитей основы, реже, чем в саржевом. Ткань атласного переплетения имеет более красивый вид, но меньшую прочность, чем ткани первых двух переплетений.

            Прочность, внешний вид и тягучесть ткани являются основными качественными показателями для обувных тканей. Эти показатели зависят от вида применяемых нитей (хлопковых, льняных, шелковых, шерстяных), характера переплетения и ряда других факторов, из которых основными являются: плотность ткани, ее вес, толщина нитей.

            Плотность ткани определяется количеством нитей в полоске ткани шириной в 5 или 1 см; от плотности зависит прочность, тягучесть и усадка ткани.

            Толщина пряжи характеризуется номером. При метрической системе нумерации номер пряжи обозначает число метров нити в 1 г. Чем выше номер пряжи, тем больше вес ткани.

            Прочность ткани зависит от исходного сырья, метода выработки и целевого назначения (например, ткани для верха должны быть прочнее, чем для приклада) и обычно определяется разрывной нагрузкой в килограммах, приходящейся на полоску ткани в 50 мм.

            По убывающей прочности ткани располагаются в такой ряд: льняные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные.

            Тягучестью ткани называется ее способность удлиняться. Это свойство имеет большое значение для тканей, применяемых в обувном производстве. Без наличия тягучести невозможны были бы операции обтяжки и затяжки.

            Как правило, тягучесть тканей по основе наименьшая, по утку она больше, по диагонали – наибольшая. Тягучесть ткани выражается в процентах от первоначальной длины и колеблется в пределах от 10 до 40%.

            Сопротивляемость истиранию тканей, используемых для обуви, является весьма важным показателем (особенно у тканей, идущих на подкладку).

            Ткани вырабатываются как из простой, так и из крученой пряжи, состоящей из двух или нескольких нитей. Ткани из крученой пряжи прочнее тканей из простой пряжи.

            Различают обувные ткани для верха обуви, для подкладки, для межподкладки и для приклада (бочков, носков и т.д.). Свойства и внешний вид этих тканей различны.

 

§ 2. Ткани, применяемые для деталей верха обуви

            Прюнель – двусторонняя ткань сложного переплетения с атласной лицевой и матовой изнаночной стороной. Хлопчатобумажная прюнель черного цвета применяется в основном на рядовую обувь (женские туфли), шелковая прюнель – на модельную обувь.

            Люксор – хлопчатобумажная ткань с лощеными нитями, окрашенными в различные цвета. Вырабатывается из крученой пряжи, применяется для летней обуви.

            Для изготовления верха модельной обуви применяют шагрень, атлас, полубархат, парчу и другие ткани.

            Репс – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из толстого утка и тонкой основы. Благодаря такому подбору толщин пряжи ткань получается с рубчиком вдоль утка. Репс разных цветов применяется на мужские и женские полуботинки и туфли. Он поступает на фабрики исключительно дублированным на миткале или полотне, что увеличивает его прочность.

            Кирза – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из крученой пряжи лучших сортов хлопка сложным двухслойным переплетением. Основные достоинства кирзы заключаются в равномерном удлинении ткани по основе и утку, большой прочности на разрыв и плотности по основе и утку. Кирза имеет ровную, красивую поверхность, весьма незначительную сыпучесть, обладает большой прочностью на истирание.

            Башмачная ткань – хлопчатобумажная, гроденаплевого переплетения. Она вырабатывается из крученой пряжи, что придает ей большую прочность.

            Башмачная ткань разных цветов (белого, коричневого, черного и др.), репс и кирза применяются для изготовления мужской и женской рядовой обуви.

            В табл. 2 приведены характеристики шагрени пестротканой – хлопчатобумажной ткани с утком из искусственного шелка, в табл. 3 – характеристика атласа и полубархата.

Таблица 2.1

Характеристика шагрени, применяемой для изготовления деталей верха обуви (часть 1)

Ткань

Число нитей на 10 см

Прочность полоски на разрыв в кг

основа

уток

основа 50х200 мм

уток 20х200 мм

норма

допускаемое отклонение

норма

допускаемое отклонение

норма

допускаемое отклонение

норма

допускаемое отклонение

Отделанная

294

± 6

365

± 15

90

- 10

110

- 10

Суровая

294

± 4

365

± 12

90

-

100

-

Каландри-рованная

294

± 4

365

± 12

88

-

100

-

Суровая

294

± 4

344

± 12

90

-

100

-

Отделанная

290

± 4

344

± 12

88

-

100

-

 

Таблица 2.2

Характеристика шагрени, применяемой для изготовления деталей верха обуви (часть 2)

Ткань

Ширина ткани в см

Вес 1 м2 в г

Номер пряжи суровой

Удлинение в % не менее

Пере-плете-ние

норма

допускаемое отклонение

норма

допускаемое отклонение

основа

уток

основа

уток

Отделанная

72

±1,5

230

±15

85/3

краш.

260Д

16

16

Мелко-узорча-тое

Суровая

72

±1,5

245

± 15

85/3

краш.

260Д

14

17

То же

Каландри-рованная

72

±1,5

240

± 15

85/3

краш.

260Д

14

17

-

Суровая

71

± 1

245

± 15

85/3

краш.

315Д

14

-

Фасон-ное

Отделанная

71

± 1

240

± 15

85/3

краш.

315Д

13-19

18-28

-

 

таблица 3.1

Характеристика атласа и полубархата, применяемых для изготовления деталей верха обуви (часть 1)

Наимено-вание ткани

Число нитей на 10 см

Разрывное усилие полоски в кг 50х200 мм

основа

уток

основа

уток

норма

допустимое отклонение

норма

допустимое отклонение

норма

допустимое отклонение

норма

допустимое отклонение

Аллас суровый

564

-

332

-

83,5

-

43,5

-

Атлас готовый

626

-

327

-

84,8

-

29,1

-

Полубархат

гладкокрашенный

532

320

± 6

1148

± 52

53

± 5

30

± 3

Полубархат

гладкокрашенный

535

328

± 6

978

± 45

40

± 4

24

± 3

таблица 3.2

Характеристика атласа и полубархата, применяемых для изготовления деталей верха обуви (часть 2)

Наимено-вание ткани

Ширина в см

Толщина в мм

Вес 1 м2 в г

Номер пряжи

Удлинение в %

Краше-ние

Пере-пле-тение

основа

уток

основа

уток

Аллас суровый

82,8

0,3

162,3

64

54

12,3

10,8

-

Атлас-ное

Атлас готовый

78,3

0,34

145,2

62,7

82,0

5,0

10,6

Сернис-тое

То же

Полубархат

гладкокрашенный

532

53 ± 1

-

270 ± 14

85,2

65

-

-

-

 

Полубархат

гладкокрашенный

535

46 ± 1

-

230 ± 12

54

65

-

-

-

 

 

§ 3 Ткани, идущие на подкладку и межподкладку

            Подкладка предохраняет стопу от трения, особенно по линии швов. Благодаря наличию подкладки внутренность ботинка становится Раскрой ткани на детали верха обувировной. Подкладка делает заготовку более стойкой и стройной, предохраняет ее от деформирования во время обработки и носки, увеличивает сопротивляемость верха заготовки в процессе обтяжки ботинка.

            Поглощая пот, выделяемый стопой, подкладка предохраняет ногу от его вредного действия.

            В основном на подкладку употребляются ткани с атласным, или сатиновым, переплетением. Это позволяет увеличить прочность заготовки на истирание во время носки обуви. Ткани атласного переплетения меньше истираются, чем ткани саржевого переплетения.

            Для изготовления подкладки применяются тик-ластик, тик-саржа, гринсбон, сатин.

            Тик-ластик – хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, обычно вырабатываемая из хороших сортов пряжи пятиниточным атласом с большой плотностью по основе. Гладкокрашенный тик-ластик обычно применяется на рядовую обувь, отбельный – на модельную.

            Тик-саржа – хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Уточная нить подходит под одну нить основы и перекрывает следующую. Такое переплетение создает неодинаковую плотность по основе и утку, что приводит к общей большой тягучести ткани (до 22%) и резкой разнице вРаскрой ткани на детали туфли тягучести ее по утку и основе (до 16%). Особенно велика тягучесть ткани по диагонали. Тик-саржа бывает суровая, отбельная, гладкокрашенная.

            Гринсбон – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая саржевым переплетением или диагональю, что придает ей на лицевой стороне вид «елочки». По физико-механическим свойствам гринсбон значительно уступает тик-ластику и тик-сарже, поэтому применяется для дешевой обуви.

            Сатин – хлопчатобумажная ткань сатинового и атласного переплетения с гладкой и блестящей поверхностью. Сатин вырабатывается из пряжи высших сортов, имеет большую плотность по основе и утку, обеспечивает ткани большую стойкость в эксплуатации. В отбельном виде сатин идет на подкладку высококачественной обуви.

            Кроме перечисленных выше тканей на подкладку для обуви иногда используют диагональ отбельную и молескин.

            Межкодкладка в обуви служит для того, чтобы снизить тягучесть кожаных деталей верха, обладающих большой тягучестью, и придать им стойкость. Для межподкладки применяются хлопчатобумажные ткани: бязь, миткаль и коленкор в суровье.

 

 

§ 4.  Раскрой тканей на детали верха, подкладки и межподкладки

 

            Детали верха из текстиля отличаются от деталей из кожи тем, что по линии заднего шва у них имеется припуск на затачку в 4 мм, и с учетом способности нитей осыпаться, несколько увеличены припуски по линии затяжки и под застрочку.

            Так как ткани в большинстве случаев меньше тянутся по основе, чем по утку, то детали верха из текстиля обычно выкраивают следом по основе. Однако детали верха для туфель с ремнем и лодочек при раскрое прюнели, атласа и полубархата следует выкраивать следом не по основе, а по утку, чтобы при носке лучше сохранялась форма такой обуви. Нельзя выкраивать детали из текстиля так, чтобы одна часть их в партии была выкроена следом по основе, другая – следом по утку, так как это осложняет пошивку обуви (разумеется еще хуже, если по-разному выкроены детали одной пары заготовок).Раскрой ткани на детали подкладки

            Раскрой ткани на подкладку производится следом в поперечном направлении, т.е. в раскроенном полотне нить утка должна лежать вдоль следа ботинка. При таком положении, создающем устойчивость на линии пальцев, полотно обладает некоторой тягучестью в направлении следа, что дает возможность достигнуть правильной обтяжки заготовки: тягучесть полотна и кожи равномерна. В то же время полотно предохраняется от разрыва в носочной части. Выкраивать полотно в продольном направлении не следует.

            При раскрое подкладки для туфель с чересподъемным ремнем модели укладывают вдоль основы.

            На межподкладку ткани раскраивают, укладывая модели следом не по утку, а по основе, так как большинство тканей, применяемых для межподкладки, имеет по основе меньшую тягучесть. Основное требование к межподкладке – отсутствие тягучести в направлении следа.

            Перекосы в деталях обуви из ткани не допускаются, так как перекос нитей основы особенно сильно затрудняет затяжку заготовки. Не допускаются также на деталях верха текстильные пороки. Первосортную ткань раскраивают в 2-4 слоя, а ткань низших сортов, для лучшего использования, - в один слой.

            Чтобы полнее использовать текстиль, необходимо соблюдать следующие правила.

            Модель необходимо комбинировать (модели меньших размеров с более крупными или разные модели между собой) так, чтобы как можно полнее использовать ткань по ширине, не оставляя полосы – отходов вдоль кромки.

            Куски в двух-четырехслойный настил необходимо подбирать не только по ширине, но и по цвету и оттенку.

            Модели следует располагать по определенной системе, чем облегчается раскрой и повышается процент использования текстиля. На рис 31 и 31а показана схема раскроя из текстиля деталей верха, на рис.32 – деталей подкладки.

            Если меется возможность производить разметку текстиля по трафарету, то нужно применять его, так как этот метод раскроя является одним из наиболее экономных.


article

Добро пожаловать,
гость сайта!

Новости:

2015-11-06

Смена шаблона сайта

2015-11-04

С праздником единства и согласия

Популярные статьи:

Испанские эспадрильи с Дмитрием Белополым

1. Обработка низа

9. Затяжка подкладки и жесткого носка

Ручное изготовление колодки из дерева мастером Курокио (Япония)

Швейная машинка по коже - без секретов

Новые материалы:

Ботинки - гриндеры от американца Марка Олсона

Ручное изготовление колодки из дерева мастером Курокио (Япония)

Испанские эспадрильи с Дмитрием Белополым

5. Крепление каблуков

1. Обработка низа

Онлайн тесты по пошиву обуви:

322616cf