Детали заготовки скрепляются ниточными швами на швейных машинах. Существуют швейные машины различных классов. В ручном производстве обычно применяют машины 4 и 5-го классов. Это – одноигольные машины с челночным стежком.
На машинах 4-го класса выполняют строчку деталей из текстиля, на машинах 5-го класса – деталей из кожи.
Устройство обеих машин сходно. Поэтому ниже подробно описана только машина 4-го класса, а для машины 5-го класса все особенности, отличающее ее от машины 4-го класса.
§ 1. Швейные машины 4 и 5-го классов
Станина (корпус) машины состоит из двух чугунных деталей – платформы и рукава. Рукав вертикальной частью жестко насажен на
контрольные шпильки платформы и скреплен с ней четырьмя болтами. В станине помещены все ее механизмы: челночный механизм, механизм игловодителя, прижимной механизм, транспортирующий механизм, механизм нитедвигателя и автомоталка.
Внутри рукава и под платформой машины расположены четыре вала. Верхний вал (коленчатый) проходит внутри рукава, остальные три: подъемный, челночный и транспортирующий, расположены под платформой машины. Коленчатый вал является главным валом машины: от него получают движение все ее механизмы.
Рабочие органы машины – игла, челнок, нитеутягиватель и двигатель скрепляемых материалов.
Игла служит для прокалывания скрепляемых материалов, протаскивания через них верхней нитки и образования из нее маленького напуска (петельками) для прохода челнока (рис. 49). Игла совершает прямолинейное движение вверх и вниз.
Челнок, подойдя к игле носиком, захватывает петельку (рис 50, I), расширяет ее и обводит вокруг шпульки. Для этого челнок совершает колебательно-вращательное движение (на 2100) в обе стороны (рис. 50, IV).
Нитеутягиватель подает нитку 2 к игле 1 при ее движении вниз и к челноку 3, когда он расширяет петлю и обводит ее вокруг шпульки, сдергивает нитку с челнока, когда петля обведена им вокруг шпульки (рис. 50, V), затягивает стежок в скрепляемых материалах и вматывает нитку с катушки для образования следующего стежка.
Для выполнения этих операций нитеутягиватель, представляющей собой рычаг, совершает колебательное движение вниз и вверх. Медленно перемещаясь вниз, нитеутягиватель подает нитку, быстро затем поднимаясь, сдергивает петлю и затягивает стежок, сматывая при этом нитку с катушки.
Как формируется стежок в швейной машинке? Посмотрите небольшую анимацию, чтобы стало понятнее.
Двигатель материала прижимает к лапке материал, лежащий на платформе машины, и продвигает его на длину стежка. В машине 4-го класса двигателем материала является зубчатая рейка (рис. 51), а в машине 5-го класса – зубчатый позов (рис 52).
Зубчатая рейка в машине 4-го класса за время образования одного стежка совершает четыре движения: вверх – для захвата материала, от рабочего – для передвижения материала на величину стежка, вниз – для освобождения материала и на рабочего; последнее движение рейка совершает вхолостую для нового захвата материала и продвижения на величину нового стежка.
Зубчатый позов совершает круговое движение, прерывистое и в одну сторону от рабочего. Каждый перерыв в движении по окружности предназначен для подачи материала на один стежок.
Прижимная лапка в машине 4-го класса и прижимной ролик в машине 5-го класса прессуют скрепляемые материалы, прижимают к транспортеру и направляют их движение.
Для укладывания скрепляемых деталей под прижим и транспортер имеется особый столик.
Каждый орган машины работает от соответствующего механизма. Работа их подробно описана ниже.
§ 2. Механизм игловодителя
Назначение механизма (рис. 53) – поднимать и опускать иглу. Игла закрепляется на нижнем конце игловодителя 5 при помощи иглодержателя (хомутика) с упорным винтом 5а, закрепляющим иглу.
Механизм игловодителя устроен следующим образом. На левом конце главного вала 1 жестко закреплен кривошип нитеутягивателя 12, имеющий два пальца. Один из них жестко закреплен в отверстии кривошипа 2 и на него надета верхняя головка шатуна 3. В нижнюю головку шатуна вложена соединительная шпилька 4 игловодителя 5.
В отверстие шпильки вставлен стержень игловодителя 6. Шпилька жестко закреплена на игловодителе упорным винтом.
При вращении махового колеса 14 вращается главный вал 1, приводя в движение кривошип 2 игловодителя. При этом шатун 3 совершает колебательные движения вниз и вверх и передает их игловодителю 5. Чтобы опустить или поднять игловодитель, надо ослабить упорный винт. Игловодитель проходит через два направляющих отверстия в фронтальной стороне головки машины. В эти отверстия ввернуты муфты с винтовой нарезкой. Внутри муфт и перемещается игловодитель 5. Муфты служат направляющими и придают устойчивость ходу игловодителя.
Качание игловодителя, даже самое незначительное, разлаживает работу машины: игла при прокалывании материала не попадает в отверстие игольной пластинки, а ударяет в нее и может сломаться.
Если игла касается краев отверстия в игольной пластинке, то нитка, втянутая в ее ушко, быстро перетирается.
§ 3. Челночный механизм
Челночный механизм, как уже говорилось выше, передает колебательное движение челноку с поворотом его на 2100 для захвата нитки и переброски ее через шпульный колпачок. Челночный механизм разделяется на три части.
Челнок (сетка) и шпульный колпачок. Челнок (рис. 54) служит для того, чтобы, подойдя к игле, захватить петлю, и вокруг шпульки, находящейся внутри челнока и закрытой шпульным колпачком (рис. 55). Челнок имеет носик 1, которым он захватывает петлю, и плавно расширяющийся корпус 2. Корпусом челнок раздвигает петлю. На шпильке 3 защелкой 5 закрепляется шпульный колпачок с шпулькой 6 (рис. 55). Близ носика 1 имеется крылышко 4 (рис. 54), играющее особую роль в образовании петли.
В начале движения челнока петля, образованная иглой, удерживается на его носике. При дальнейшем движении челнока петля переходит с носика на крылышко, а с него сдергивается нитеутягивателем. Чтобы образование петли при работе на машине протекало нормально, ушко иглы в крайнем нижнем положении должно находиться на 4 мм ниже носика челнока. Во избежание удара опускающейся иглы о крылышко челнока в нем имеется узкий прорез, в который проходит игла.
Челночный комплект. Основной частью челночного комплекта является корпус 1 (рис. 56). С передней стороны к корпусу двумя винтами 2 привинчена установочная пластинка 3, в верхней части которой имеется вырез. В него входит палец шпульного колпачка 7 (рис. 55), что препятствует вращению колпачка во время работы машины. С внутренней стороны корпуса на два штифта надето заднее кольцо 4 хода челнока (рис. 56), которое прижимается к корпусу пружиной 5. К верхней части корпуса винтами 6 привинчена крышка 7 с вырезом. После крепления к корпусу хода всех деталей челночного комплекта внутри него между задним кольцом 4 и стенкой корпуса 1 образуется желобок. По желобку движется челнок, входя в него кольцевым ободком 2 (рис. 54).
Передаточный механизм. Движение челноку передается следующим образом. Шатун 15 (рис. 53) челночного вала шарнирно соединен верхней частью с коленом главного вала 1. При вращении колена шатун совершает колебательное движение в вертикальной плоскости. Нижний конец шатуна соединяется с рычагом-вилкой (челночной вилкой) 18. Рычаг-пилка установлен на осевой шпильке, закрепленной в платформе машины. При движении вверх и вниз шатун заставляет челночную вилку совершать на оси колебательные движения. На конце кривошипа 20 челночного вала закреплен сухарик (крейцкопф). Он входит в рычаг-вилку 18, соединяя ее с челночным валом.
При движении главного вала вилка 18 нажимает на сухарик и приводит в колебательное движение челночный вал 22, на левом конце которого закреплен двигатель 27 – каретка челнока. При повороте вала рожки каретки упираются в концы челнока, и он продвигается то по часовой стрелке, то против нее, скользя по направляющему желобку хода челнока. Таким образом, челнок совершает то же движение, что и челночный вал.
§ 4. Механизм нитепритягивателя
Механизм нитепритягивателя состоит из двух частей (см. рис. 53): соединительного звена 9 и связанного с ним шарнирной шпилькой рычага 11 нитепритягивателя с отверстием для нитки у наружного конца. В другое отверстие звена 9 входит шарнирная шпилька, прикрепленная к головке машины.
В нижнее отверстие рычага 11 вставлен второй палец 12 кривошипа. Соединительное звено 9 служит опорой для рычага нитепритягивателя. Благодаря соединению рычага 11 с пальцем кривошипа нитепритягивателя и соединительным звеном 9 наружный конец рычага нитепритягивателя (где имеется отверстие для ники) при повороте главного вала получает колебательное движение.
За один оборот махового колеса наружный конец нитепритягивателя сначала медленно опускается, подавая верхнюю нитку к игле и челноку, затем быстро поднимается, притягивая нитку из челночного комплекта, затягивая стежок и сматывая нитку с катушки.
§ 5. Транспортирующий механизм машины 4-го класса
Двигателем ткани является зубчатая рейка 24 (см рис.53), прикрепленная двумя винтами к реечной вилке 28, зубья которой направлены в сторону движения ткани. Реечная вилка 28 соединена с подъемным валом 21. Ткань захватывается под действием этого вала.
При пуске машины в ход подъемный вал совершает качательное движение и смещает вверх и вниз кривошип 26, на пальце которого находится ролик 25, вращающийся в реечной вилке. Это заставляет вилку подниматься и опускаться, причем зубья рейки 24 также поднимаются над игольной пластинкой или опускаются под нее.
Ткань продвигается зубчатой рейкой вперед под действием вала 23, на переднем конце которого имеются два кривошипа. Реечная вилка 28 присоединена к ним двумя центровыми винтами, на которых качается вверх и вниз.
Вал 23, совершая качательные движения, перемещает реечную вилку в направлении, поперечном к платформе машины. Вместе с вилкой продвигается вперед и назад зубчатая рейка 24. Таким образом, рейка совершает четыре движения: вверх, вперед, вниз, назад, и захватывает материал, когда ее зубья подняты над игольной пластинкой.
Захватывая зубьями ткань, рейка продвигает ее вперед на величину стежка, затем опускается так, что зубья оказываются под игольной пластинкой, и возвращается в начальное положение.
Движение подъемному валу 21 и продвигающему 23 (рис. 53) передается от главного (коленчатого) вала 1 следующим образом. Главный вал, расположенный внутри рукава машины, вращается в трех муфтах – задней, средней и передней. На коленчатый вал наглухо насажены два эксцентрика. С меньшим эксцентриком связана головка шатуна 17, качающего подъемный вал 21. Нижняя головка этого шатуна соединена с кривошипом 19, закрепленным на заднем конце подъемного вала. Вращаясь, коленвал при помощи эксцентрика приводит в движение шатун, который, в свою очередь, заставляет вращаться кривошип подъемного вала и самый вал.
На большой эксцентрик 13 насажена муфта с направляющими. В них движутся салазки соединительной вилки 29, связанной с продвигающим валом 23. Нижняя головка вилки соединена с кривошипом 30, установленным на заднем конце вала 23. При вращении коленчатого вала 1 соединительная вилка перемещается вверх и вниз, приводя в движение кривошип передвигающего вала 23 и самый вал (он качается на двух центрах).
§ 6. Транспортирующий механизм машины 5-го класса
Как уже отмечалось, в машине 5-го класса материал подается позывным колесом. Это круглое чугунное кольцо 9 (рис. 57), которое перемещается в раме 1.
Рама жесткозакреплена на переднем конце подъемного вала 10 машины. С двух сторон рамы 1 двумя винтами привинчены две боковые пластинки, направляющие позывное колесо. Благодаря наличию пластинок колесо вращается и продвигает материал, не отклоняясь в сторону.
Зубцы позывного колеса захватывают материал только в тот момент, когда игла находится выше игольной пластинки. Продвинув кожу вперед на величину стежка, позывное колесо останавливается. В этот момент игла проходит сквозь игольную пластинку и выходит из нее. Когда же игла снова начинает опускаться, позывное колесо продвигает материал вперед для образования следующего стежка. Чтобы позывное колесо не могло двигаться назад, механизм снабжен тормозком 3, который периодически останавливает колесо после того, как оно продвинет кожу вперед.
Перемещение позывного колеса осуществляется при помощи скобы 2, соединенной с поводком 7 кривошипа 6 шарнирным винтом. С внутренней стороны скобы находятся два ролика, между которыми помещается боковая часть позывного колеса. Выше роликов в скобе имеется небольшой крючок, к нему прикреплен конец спиральной пружины 12. Другой ее конец соединен с головкой винта, которым прикреплена пластина, направляющая позывное колесо. Когда скоба продвигается поводком вперед, спиральная пружина растягивается; при сжимании пружины скоба отходит в первоначальное положение.
Движение позывного колеса сообщается поводком 7 скобе 2: продвигающий вал 8, качаясь, сообщает движение вперед и назад поводку 7, вместе с поводком движется в том же направлении скоба2.
§ 7. Прижимной и вспомогательные механизмы.
В машине 4-го класса детали прижимаются к рейке лапкой, в машине 5-го класса – к позыву рольпрессом.
Механизм устроен следующим образом (см. рис. 53). Через два направляющих отверстия в головке машины пропущен стержень 6. Пройдя сквозь верхнее отверстие, он проходит деле через отверстия муфт 31 и 32, затем сквозь нижнее отверстие головки. На нижнем конце стержня винтом укреплена лапка.
Следовательно, на стержне находятся две муфты. Верхняя 32 жестко скреплена со стержнем винтом, нижняя 31 имеет боковой отросток, под которым помещается рычаг 7 с утолщением 8. При подъеме рукой рычага он упирается утолщенной частью в муфту 31 и поднимает ее. Она, в свою очередь, поднимает прикрепленную к стержню верхнюю муфту 32 вместе со стержнем 6 и скрепленной с ним лапкой (или роликовой лапкой - рольпрессом). Нажим на лапку (или рольпресс) происходит под действием спиральной пружины 4 и может регулироваться винтом 10. при повороте винта вправо усиливается нажим, при повороте его влево действие пружины и, следовательно, нажим лапки или ролика ослабляется.
Вспомогательными механизмами машины являются: приспособление для подъема лапки (или ролика) от ноги и автоматическая моталка.
§ 8. Заправка ниток и регулировка их натяжения
Заправка ниток. Катушечная нитка заправляется в иглу следующим образом (рис. 58). Катушку надевают на катушечный стержень, находящийся сверху рукава машины, так, чтобы она свободно вращалась. Конец нитки 1 с катушки протягивают через нитенаправитель 2, помещающийся у верхнего края головки машины.
Опустив нитку вниз и пропустив между двумя дисками регулятора натяжения 10, продевают ее за нитепредохранительную пружинку 3, заводят за крючок 4, после чего вводят в ушко нитепритягивателя 5, проводят через средний и нижний крючки 6 и 7, направляющие нитку на фронтовой доске, и цепляют за крючок в игловодителе 8. В игольное ушко 9 нитку вводят слева направо и оставляют конец длиной в 5-6 см, при помощи которого выводят шпульную нитку на поверхность игольной пластинки. Натяжение верхней нитки изменяется гайкой регулятора 10.
Нижнюю нитку заправляют следующим образом. Шпульку (рис. 55) с намотанной нитью вкладывают внутрь шпульного колпачка 8. После этого нитку со шпулькой через прорезь 9 заводят под пружину 10. Затем открывают защелку 5 и шпульный колпачок со шпулькой вставляют внутрь челнока.
Натяжение нижней нитки регулируется винтом 11 пружины 10.
Регулировка натяжения ниток. Обе нитки машины (верхняя и нижняя) должны иметь нормальное нятяжение, что может быть достигнуто только при условии правильной их регулировки. Если натяжение ниток нормальное, переплетение их происходит в середине толщины сшиваемых материалов.
Неправильность переплетения ниток может возникнуть по следующим причинам: 1) катушка туго вращается на катушечном стержне, что усиливает натяжение верхней нитки, которая вытягивает вверх нижнюю нитку, но может и оборваться; 2) верхняя нитка сильно зажата тарелочками регулятора, что происходит в случае замены тонкой нитки на толстую; 3) натяжение нижней нитки слабее нормального, в таком случае верхняя нитка вытаскивает нижнюю; 4) при слабом натяжении верхней нитки более сильно натянутая нижняя нитка перетягивает верхнюю, переплетение получается ниже скрепляемых деталей и портит строчку.
Обнаружив неправильность строчки, необходимо выяснить ее причины и устранить недостатки регулировкой натяжения ниток. Так, если верхняя нитка протаскивеет наверх нижнюю, надо ослабить натяжение верхней нитки; если после этого протаскивание нижней нитки продолжается, надо увеличить натяжение нижней нитки и установить нормальное натяжение верхней . Если нижняя нитка протаскивает вниз верхнюю, следует увеличить натяжение верхней нитки; если после того, как натяжение верхней нитки увеличено, нижняя все же протаскивает ее вниз, надо ослабить натяжение нижней ниткпи.
Регулировка величины стежка. Для изменения величины стежка служит винт 16а рычага 16 (рис.53). Чтобы получить редкую строчку, надо винт передвинуть вниз по прорези в головке машины, а чтобы строчка была более частой, надо поднять винт по прорези.
§ 9. Установка иглы
Если игла установлена неправильно, качество строчки ухудшается; так как получаются пропуски стежков, рвется нитка, ломается игла и пр. Если игла стоит слишком высоко, образованная ею петля не захватывается челногком, так как носик его не достает до петли и проходит над ней. Наоборот, при слишком низком положении иглы петля образуется не против носика челнока, а ниже его, поэтому, прежде чем петля успеет подняться до необходимого уровня, носик челнока пройдет, не захватив ее.
Иглу надо устанавливать следующим образом. Взять иглу в левую руку так, чтобы ее длинный желобок приходился влево от работающего, а короткий – вправо. Отвинтить отверткой винт 5а (рис. 53) у игловодителя; не меняя положения левой руки, вставить иглу в игловодитель до отказа и затянуть винт.
Перед установкой необходимо проверить, не изогнута ли игла. Изогнутая игла не образует напуска (петли) из нитки в втребуемом месте челночного комплекта, вследствие чего получаются пропуски стежков и рвется нитка, а сама игла ломается.
Пропуски стежков могут получаться и вследствие того, что длинный желобок приходится не влево от работающего.
§ 10. Уход за машиной
Уход за машиной заключается в чистке, смазке и предохранении ее от загрязнений.
Машину надо чистить и смазывать ежедневно следующим образом:
1. Снимают фронтальную крышку машины и тщательно очищают детали, находящиеся внутри головки рукава машины. Затем детали смазывают в трущихся местах и проворачивают несколько раз маховое колесо, чтобы масло проникало между трущимися деталями. В каждое место смазки нужно пустить 3-4 капли масла. После чистки и смазки фронтальную крышку устанавливают на место.
2. Снимают игольную пластинку и кладут машину на бок. Разбирают челночный комплект, тщательно очищают его детали, находящиеся под платформой и внутри рукава машины. Особое внимание следует обратить на чистку челночного комплекта и челнока, а также деталей транспортера. Рейку или позывное колесо смазывать нельзя. Следует только тщательно их очищать.
Окончив чистку и смазку, собирают и привинчивают челночный комплект, ставят машину в нормальное положение и закрепляют игольную пластинку.
3. Открывают круглую боковую крышку рукава машины, протирают и смазывают в трущихся местах все детали, расположенные в рукаве.