2015-11-06

5. Раскрой тканей для пошива обуви

§ 1.  Общие сведения о тканях

            Исходным сырьем для выработки тканей являются волокна хлопка, льна, шелка и др. На прядильных фабриках из волокон прядут нити (пряжу), а на ткацких фабриках из этих нитей переплетением их в определенном порядке вырабатывают ткани.

            Нити, идущие вдоль куска ткани, называются основой, а поперек него – утком. В различных тканях основные нити переплетаются с уточными по-разному. Существует много видов переплетений. Главные из них – гарнитуровое, саржевое и атласное, или сатиновое.Переплетение тканей

            При выработке тканей гарнитуровым переплетением (рис. 30, а) нити основы и утка переплетаются между собой попеременно через одну. Благодаря частому их переплетению получается ткань большой прочности.

            В саржевом переплетении (рис. 30, б) нить утка прокладывается через 2, 3 или 4 нити основы. Ткани саржевого переплетения менее прочны. чем ткани гарнитурового переплетения.

            В атласном (сатиновом) переплетении уточные нити прокладываются через 4-5 нитей основы, реже, чем в саржевом. Ткань атласного переплетения имеет более красивый вид, но меньшую прочность, чем ткани первых двух переплетений.

            Прочность, внешний вид и тягучесть ткани являются основными качественными показателями для обувных тканей. Эти показатели зависят от вида применяемых нитей (хлопковых, льняных, шелковых, шерстяных), характера переплетения и ряда других факторов, из которых основными являются: плотность ткани, ее вес, толщина нитей.

            Плотность ткани определяется количеством нитей в полоске ткани шириной в 5 или 1 см; от плотности зависит прочность, тягучесть и усадка ткани.

            Толщина пряжи характеризуется номером. При метрической системе нумерации номер пряжи обозначает число метров нити в 1 г. Чем выше номер пряжи, тем больше вес ткани.

            Прочность ткани зависит от исходного сырья, метода выработки и целевого назначения (например, ткани для верха должны быть прочнее, чем для приклада) и обычно определяется разрывной нагрузкой в килограммах, приходящейся на полоску ткани в 50 мм.

            По убывающей прочности ткани располагаются в такой ряд: льняные, хлопчатобумажные, шелковые, шерстяные.

            Тягучестью ткани называется ее способность удлиняться. Это свойство имеет большое значение для тканей, применяемых в обувном производстве. Без наличия тягучести невозможны были бы операции обтяжки и затяжки.

            Как правило, тягучесть тканей по основе наименьшая, по утку она больше, по диагонали – наибольшая. Тягучесть ткани выражается в процентах от первоначальной длины и колеблется в пределах от 10 до 40%.

            Сопротивляемость истиранию тканей, используемых для обуви, является весьма важным показателем (особенно у тканей, идущих на подкладку).

            Ткани вырабатываются как из простой, так и из крученой пряжи, состоящей из двух или нескольких нитей. Ткани из крученой пряжи прочнее тканей из простой пряжи.

            Различают обувные ткани для верха обуви, для подкладки, для межподкладки и для приклада (бочков, носков и т.д.). Свойства и внешний вид этих тканей различны.

 

§ 2. Ткани, применяемые для деталей верха обуви

            Прюнель – двусторонняя ткань сложного переплетения с атласной лицевой и матовой изнаночной стороной. Хлопчатобумажная прюнель черного цвета применяется в основном на рядовую обувь (женские туфли), шелковая прюнель – на модельную обувь.

            Люксор – хлопчатобумажная ткань с лощеными нитями, окрашенными в различные цвета. Вырабатывается из крученой пряжи, применяется для летней обуви.

            Для изготовления верха модельной обуви применяют шагрень, атлас, полубархат, парчу и другие ткани.

            Репс – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из толстого утка и тонкой основы. Благодаря такому подбору толщин пряжи ткань получается с рубчиком вдоль утка. Репс разных цветов применяется на мужские и женские полуботинки и туфли. Он поступает на фабрики исключительно дублированным на миткале или полотне, что увеличивает его прочность.

            Кирза – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из крученой пряжи лучших сортов хлопка сложным двухслойным переплетением. Основные достоинства кирзы заключаются в равномерном удлинении ткани по основе и утку, большой прочности на разрыв и плотности по основе и утку. Кирза имеет ровную, красивую поверхность, весьма незначительную сыпучесть, обладает большой прочностью на истирание.

            Башмачная ткань – хлопчатобумажная, гроденаплевого переплетения. Она вырабатывается из крученой пряжи, что придает ей большую прочность.

            Башмачная ткань разных цветов (белого, коричневого, черного и др.), репс и кирза применяются для изготовления мужской и женской рядовой обуви.

            В табл. 2 приведены характеристики шагрени пестротканой – хлопчатобумажной ткани с утком из искусственного шелка, в табл. 3 – характеристика атласа и полубархата.

Таблица 2.1

Характеристика шагрени, применяемой для изготовления деталей верха обуви (часть 1)

Ткань

Число нитей на 10 см

Прочность полоски на разрыв в кг

основа

уток

основа 50х200 мм

уток 20х200 мм

норма

допускаемое отклонение

норма

допускаемое отклонение

норма

допускаемое отклонение

норма

допускаемое отклонение

Отделанная

294

± 6

365

± 15

90

- 10

110

- 10

Суровая

294

± 4

365

± 12

90

-

100

-

Каландри-рованная

294

± 4

365

± 12

88

-

100

-

Суровая

294

± 4

344

± 12

90

-

100

-

Отделанная

290

± 4

344

± 12

88

-

100

-

 

Таблица 2.2

Характеристика шагрени, применяемой для изготовления деталей верха обуви (часть 2)

Ткань

Ширина ткани в см

Вес 1 м2 в г

Номер пряжи суровой

Удлинение в % не менее

Пере-плете-ние

норма

допускаемое отклонение

норма

допускаемое отклонение

основа

уток

основа

уток

Отделанная

72

±1,5

230

±15

85/3

краш.

260Д

16

16

Мелко-узорча-тое

Суровая

72

±1,5

245

± 15

85/3

краш.

260Д

14

17

То же

Каландри-рованная

72

±1,5

240

± 15

85/3

краш.

260Д

14

17

-

Суровая

71

± 1

245

± 15

85/3

краш.

315Д

14

-

Фасон-ное

Отделанная

71

± 1

240

± 15

85/3

краш.

315Д

13-19

18-28

-

 

таблица 3.1

Характеристика атласа и полубархата, применяемых для изготовления деталей верха обуви (часть 1)

Наимено-вание ткани

Число нитей на 10 см

Разрывное усилие полоски в кг 50х200 мм

основа

уток

основа

уток

норма

допустимое отклонение

норма

допустимое отклонение

норма

допустимое отклонение

норма

допустимое отклонение

Аллас суровый

564

-

332

-

83,5

-

43,5

-

Атлас готовый

626

-

327

-

84,8

-

29,1

-

Полубархат

гладкокрашенный

532

320

± 6

1148

± 52

53

± 5

30

± 3

Полубархат

гладкокрашенный

535

328

± 6

978

± 45

40

± 4

24

± 3

таблица 3.2

Характеристика атласа и полубархата, применяемых для изготовления деталей верха обуви (часть 2)

Наимено-вание ткани

Ширина в см

Толщина в мм

Вес 1 м2 в г

Номер пряжи

Удлинение в %

Краше-ние

Пере-пле-тение

основа

уток

основа

уток

Аллас суровый

82,8

0,3

162,3

64

54

12,3

10,8

-

Атлас-ное

Атлас готовый

78,3

0,34

145,2

62,7

82,0

5,0

10,6

Сернис-тое

То же

Полубархат

гладкокрашенный

532

53 ± 1

-

270 ± 14

85,2

65

-

-

-

 

Полубархат

гладкокрашенный

535

46 ± 1

-

230 ± 12

54

65

-

-

-

 

 

§ 3 Ткани, идущие на подкладку и межподкладку

            Подкладка предохраняет стопу от трения, особенно по линии швов. Благодаря наличию подкладки внутренность ботинка становится Раскрой ткани на детали верха обувировной. Подкладка делает заготовку более стойкой и стройной, предохраняет ее от деформирования во время обработки и носки, увеличивает сопротивляемость верха заготовки в процессе обтяжки ботинка.

            Поглощая пот, выделяемый стопой, подкладка предохраняет ногу от его вредного действия.

            В основном на подкладку употребляются ткани с атласным, или сатиновым, переплетением. Это позволяет увеличить прочность заготовки на истирание во время носки обуви. Ткани атласного переплетения меньше истираются, чем ткани саржевого переплетения.

            Для изготовления подкладки применяются тик-ластик, тик-саржа, гринсбон, сатин.

            Тик-ластик – хлопчатобумажная ткань атласного переплетения, обычно вырабатываемая из хороших сортов пряжи пятиниточным атласом с большой плотностью по основе. Гладкокрашенный тик-ластик обычно применяется на рядовую обувь, отбельный – на модельную.

            Тик-саржа – хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Уточная нить подходит под одну нить основы и перекрывает следующую. Такое переплетение создает неодинаковую плотность по основе и утку, что приводит к общей большой тягучести ткани (до 22%) и резкой разнице вРаскрой ткани на детали туфли тягучести ее по утку и основе (до 16%). Особенно велика тягучесть ткани по диагонали. Тик-саржа бывает суровая, отбельная, гладкокрашенная.

            Гринсбон – хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая саржевым переплетением или диагональю, что придает ей на лицевой стороне вид «елочки». По физико-механическим свойствам гринсбон значительно уступает тик-ластику и тик-сарже, поэтому применяется для дешевой обуви.

            Сатин – хлопчатобумажная ткань сатинового и атласного переплетения с гладкой и блестящей поверхностью. Сатин вырабатывается из пряжи высших сортов, имеет большую плотность по основе и утку, обеспечивает ткани большую стойкость в эксплуатации. В отбельном виде сатин идет на подкладку высококачественной обуви.

            Кроме перечисленных выше тканей на подкладку для обуви иногда используют диагональ отбельную и молескин.

            Межкодкладка в обуви служит для того, чтобы снизить тягучесть кожаных деталей верха, обладающих большой тягучестью, и придать им стойкость. Для межподкладки применяются хлопчатобумажные ткани: бязь, миткаль и коленкор в суровье.

 

 

§ 4.  Раскрой тканей на детали верха, подкладки и межподкладки

 

            Детали верха из текстиля отличаются от деталей из кожи тем, что по линии заднего шва у них имеется припуск на затачку в 4 мм, и с учетом способности нитей осыпаться, несколько увеличены припуски по линии затяжки и под застрочку.

            Так как ткани в большинстве случаев меньше тянутся по основе, чем по утку, то детали верха из текстиля обычно выкраивают следом по основе. Однако детали верха для туфель с ремнем и лодочек при раскрое прюнели, атласа и полубархата следует выкраивать следом не по основе, а по утку, чтобы при носке лучше сохранялась форма такой обуви. Нельзя выкраивать детали из текстиля так, чтобы одна часть их в партии была выкроена следом по основе, другая – следом по утку, так как это осложняет пошивку обуви (разумеется еще хуже, если по-разному выкроены детали одной пары заготовок).Раскрой ткани на детали подкладки

            Раскрой ткани на подкладку производится следом в поперечном направлении, т.е. в раскроенном полотне нить утка должна лежать вдоль следа ботинка. При таком положении, создающем устойчивость на линии пальцев, полотно обладает некоторой тягучестью в направлении следа, что дает возможность достигнуть правильной обтяжки заготовки: тягучесть полотна и кожи равномерна. В то же время полотно предохраняется от разрыва в носочной части. Выкраивать полотно в продольном направлении не следует.

            При раскрое подкладки для туфель с чересподъемным ремнем модели укладывают вдоль основы.

            На межподкладку ткани раскраивают, укладывая модели следом не по утку, а по основе, так как большинство тканей, применяемых для межподкладки, имеет по основе меньшую тягучесть. Основное требование к межподкладке – отсутствие тягучести в направлении следа.

            Перекосы в деталях обуви из ткани не допускаются, так как перекос нитей основы особенно сильно затрудняет затяжку заготовки. Не допускаются также на деталях верха текстильные пороки. Первосортную ткань раскраивают в 2-4 слоя, а ткань низших сортов, для лучшего использования, - в один слой.

            Чтобы полнее использовать текстиль, необходимо соблюдать следующие правила.

            Модель необходимо комбинировать (модели меньших размеров с более крупными или разные модели между собой) так, чтобы как можно полнее использовать ткань по ширине, не оставляя полосы – отходов вдоль кромки.

            Куски в двух-четырехслойный настил необходимо подбирать не только по ширине, но и по цвету и оттенку.

            Модели следует располагать по определенной системе, чем облегчается раскрой и повышается процент использования текстиля. На рис 31 и 31а показана схема раскроя из текстиля деталей верха, на рис.32 – деталей подкладки.

            Если меется возможность производить разметку текстиля по трафарету, то нужно применять его, так как этот метод раскроя является одним из наиболее экономных.


article

Добро пожаловать,
гость сайта!

Онлайн тесты по пошиву обуви: