2015-11-04

4. Раскрой кож различных видов

§ 1. Раскрой хромового опойка

Хромовый опоек выделывается из шкур телят в возрасте до 4-5 мес., т.е. до перехода на подножный корм. Лучшие кожи получаются из шкур телят, вскормленных молоком. Такие кожи мягки, эластичны, рисунок мереи у них мелкий и красивый. Размеры кож из хромового опойка колеблются в пределах от 50 до 100 дм2, а толщина – от 0,5 до 1,2 мм.

Хромовый опоек отличается большой прочностью. Крепость его на разрыв на 1 мм2 сечения не ниже 2,75 кг. Удлинение колеблется в пределах от 15 до 20%. Благодаря большой прочности и разнообразной толщине опоек используется для верха мужской, женской и маложенской модельной и рядовой обуви.

Крупон опойка (рис. 20) эластичен и равномерен по толщине. При отсутствии резко выраженной линии хребта и других пороков он используется обычно для выкроя носков и союзок.Топография хромового опойка

Тягучесть крупона по участкам неодинакова. Первая часть крупона (рис. 20) слабо тянется и в поперечном и в продольном направлении, у второй части тягучесть в продольном направлении меньше, чем в поперечном. Молочные полосы на коже опойка идут в поперечном направлении. А так как на союзках и носках слабо выраженные молочные полосы допускаются только в продольном направлении, то при раскрое эти детали приходится размещать следом поперек кожи.

В первой части огузка от линии хребта поперек кожи идут тонкие длинные складки. Около лап эта часть огузка часто бывает несколько рыхлой. По линии хребта начало огузка также покрыто небольшими складками, залегающими в толще кожи. Здесь часто встречаются и лицевые пороки: царапины, проколы, обрывы и пр.

По плотности и прочности первая часть огузка значительно отличается от второй, граничащей с крупоном, она слабее на разрыв, больше тянется в продольном направлении. Поэтому из первой части обычно выкраивают менее ответственные детали – задинки и даже язычки.

Вторая часть огузка плотнее и прочнее первой, рисунок мереи здесь тоже ровнее. Тягучесть, как и у первой части, больше в продольном направлении. Вторая часть огузка при отсутствии пороков со стороны лица и бахтармы обычно раскраивается на ответственные детали – носки, союзки.

Первая часть воротка опойка эластичнее второй, складки на ней менее заметны, рисунок мереи ровнее. Из нее выкраивают берцы (переднюю часть), иногда и носки. У второй части воротка складки выражены более резко, чем у первой, эластичность меньше, рисунок тоже не такой ровный. При хорошей разделке вторая часть воротка раскраивается на берцы и задинки.Раскрой хромового опойка

Первая часть полы (прилегающая к крупону) плотна и по толщине мало отличается от крупона. Рисунок мереи обычно такой же, как и на крупоне. Из первой части полы можно выкраивать носки и берцы (переднюю часть). Вторая часть пол более рыхла, чем первая, места ее, граничащие с пашинами (как и сами пашины), часто бывают отдушистыми. Из этой части полы выкраивают берцы и задинки (первые – верхней частью к краю кожи, вторые – нижней частью).Раскрой цветного хромового опойка

Лапы, особенно у краев, даже при хорошей разделке, отличаются некоторой жесткостью. Рисунок мереи у краев почти совершенно не заметен. При плохой разделке здесь встречаются замины, продольные складки, жесткость и другие пороки, поэтому задинки, обычно вырабатываемые из пашин, нельзя ставить верхней частью к самому краю. Кроме задинок, из лап выкраивают язычки, а если разделка кожи хорошая, - также берцы (ставить их надо задним краем к краю лапы).

На пашине опойка при хорошей разделке и достаточной плотности размещают верхнюю часть берцев или нижнюю часть задинок. Слабые пашины используются для выкроя язычков.Раскрой хромового опойка на детали меха

На рис.21 показана схема расположения моделей мужского модельного полуботинка на опойке. Метод укладки принят рядовой, расположение моделей – по смешанной системе, с обходом пороков путем частичного отступления от системы и изменения порядка расположения моделей.

На рис.22 изображен раскрой цветного хромового опойка крупных размеров на мужские полуботинки. Метод укладки здесь рядовой, начало с лапы, система – совмещение союзок с носками. На рис.22а представлен раскрой цветного хромового опойка на полуботинки типа конверт.

 

§ 2. Раскрой хромового выростка

Хромовый выросток выделывается из шкур телят в возрасте до 1 года, освоивших подножный корм. По сравнению с хромовым опойком кожа Раскрой черного хромового выросткавыростка менее эластична, рисунок мереи у нее крупнее, лицо несколько грубее.

Величина площади кож колеблется в пределах от 80 до 180 дм2, а толщина – от 0,7 до 1,3 мм. Прочность на разрыв должна быть не менее 2,25 кг, удлинение колеблется в пределах от 15 до 25%.

Выросток применяется для верха мужской и женской обуви, главным образом сапог, ботинок и полуботинок.

Вторая часть крупона у выростка в поперечном направлении тянется несколько больше, чем у опойка, потому что при переходе к воротку крупон выростка несколько утоняется. Поэтому при раскрое на второй части крупона выростка союзки ставятся иногда не поперек (как обычно на опойке), а вдоль кожи. На воротке выростка складки выражены резче, чем на воротке опойка. На некоторых кожах они располагаются более или менее правильными линиями, как у опойка, и образуют клетки.

            Воротки выростка часто поражены паршой. Кроме того, они грубы и менее эластичны чем у опойка, особенно во второй части, из-за чего сильно Раскрой коричневого хромового выростказатрудняется раскрой кожи. При хорошей разделке и отсутствии резкой воротистости и других пороков вороток выростка используется для выкроя тех же деталей, что и выросток опойка.

            Для раскроя выростка применяют в основном системный метод укладки моделей по крупону.

            На рис. 23 показана схема раскроя черного выростка, на рис. 24 – коричневого выростка.

 

§ 3. Раскрой хромового полукожника

            Хромовый полукожник вырабатывается из шкур подтелков в возрасте от 1 до 1,5 года. По виду полукожник приближается Раскрой хромового полукожникак выростку, но имеет более равномерную толщину по всей площади кожи. Размеры площади полукожника колеблются в пределах от 120 до 200 дм2, а толшина двоением доводится до 0,9 – 1,5 мм.

            По физико-механическим свойствам полукожник немного уступает выростку; он используется для верха мужской и женской обуви, главным образом сапог и ботинок.

            На рис.25 показана схема раскроя полукожника на детали верха сапог и ботинок.

 

§ 4. Раскрой шевро

            Шевро вырабатывается из шкур коз и козлов. Лучшее по качеству шевро, с мелким красивым рисунком мереи, получается из шкур животных в возрасте до 5 мес. Шкуры более взрослых животных дают кожи худшего качества. Шевро повышенного качества получается из шкур животных, пользовавшихся хорошим уходом в домашних условиях. Шкуры таких животных называются хлебной козлиной. Шевро, вырабатываемое из так называемой степной козлины, т.е. из шкур животных, находящихся в худших условиях (на пастбищах), обычно несколько хуже, чем из хлебной.

        Топография кожи шевро    Шевро отличается красивым внешним видом и большой прочностью на разрыв, превышающей 2,25 кг. Шверо окрашивается в черный, коричневый, беж, синий, белый, красный, зеленый и другие цвета и используется преимущественно для верха женской и мужской модельной обуви.

            От опойка шевро отличается не только рисунком мереи, но и конфигурацией кожи. Лапы кожи шевро уже, вороток продолговатый (рис. 26).Раскрой кожи шевро на детали туфли

            В зависимости от размера площади кожи шевро делится на две группы: к первой группе относятся кожи с площадью до 70 дм2, ко второй – с прощадью свыше 70 дм2. Кожи первой группы обычно применяются для выкроя женских туфель, второй – для выкроя мужских ботинок и полуботинок.

            Первая часть крупона шевро достаточно плотна, имеет мелкий рисунок мереи. Тягучесть ее в поперечном направлении незначительна. На второй части крупона рисунок мереи немного крупнее. Участки крупона, граничащие с полами, заметно рыхлее остальных. В центре тягучесть в продольном направлении несколько меньше, чем в поперечном. В местах второй части крупона, расположенных ближе к ролам, тягучесть в поперечном направлении значительно больше, чем в центральной части.

            По линии хребта, которая на кожах шевро сильно заметна, особенно ближе к воротку, рисунок мереи крупнее и реже, чем на остальной площади кожи. При раскрое первой части крупона союзки и носки укладываются только в поперечном направлении, а при раскрое второй части крупона союзки (обычно для туфель) иногда укладываются веером (рис.27).Раскрой кожи шевро на детали полуботинка

            Поверхность огузка шевро гладкая и ровня, за исключением узкой полосы по краю. В первой части огузка рисунок мереи несколько крупнее по линии хребта, чем во второй. В поперечном направлении огузок тянется меньше, чем в продольном. По плотности и рисунку мереи он вполне пригоден для выкроя союзок и носков.

            На воротке шевро нет складок, которые обычно имеются на воротке опойковых кож, но рисунок мереи крупный; линия хребта выражена резко. Кроме того, вороток шевро отличается некоторой жесткостью. В продольном направлении вороток тянется меньше, а прочность на разрыв имеет большую, чем в поперечном. При раскрое воротка детали располагаются в продольном направлении.Раскрой кожи шевро на детали ботинка

            Полы шевро у краев плотнее, чем в центре, рисунок мереи в этой части крупнее, но сама кожа несколько жестче; как и у кож других видов, линия наименьшей тягучести на полах идет в направлении к углам кожи. При натяжении в поперечном направлении поры пол открываются и кожа становится несколько шероховатой. Полы используются для выкроя берцев, модели которых укладываются в направлении к углам кожи, передней частью к центру.

            Лапы по рисунку мереи схожи с огузком, но прочность их значительно меньше. Из лап выкраивают задинки и берцы. На рис.27 показана схема раскроя кожи шевро первой группы на детали туфель.

            Шевро второй группы отличается от шевро первой группы, кроме размеров, более ясно выраженной линией хребта, более крупным рисунком мереи на всех участках и очень крупным на полах и воротке. Шероховатость наблюдается не только на полах, но и на первой части огузка, на лапах и воротке. При раскрое больших кож на площади крупона и пол следует уклаывать детали в продольном направлении, благодаря чему рисунок мереи при затяжке обуви получается ровнее.

            Площадь лап воротка и части пол с заметной шероховатостью надо рпскраивать на детали второстепенного кроя – рядовой обуви или тапочек. На рис. 28 показана схема раскроя шевро на детали мужского полуботинка модельной обуви в комбинации с рядовой обувью, на рис. 29 – на детали ботинка.

 

§ 5. Раскрой замши

            Замша вырабатывается, главным образом из шкур оленей и лосей, так называемым жировым способом дубления, причем для выработки ее со шкуры снимают лицо. Замша имеет красивый вид, красится в разные цвета и применяется для модельной обуви. Между топографией замши и опойка имеется сходство. При хорошей выделке замша в раскрое хорошо используется, так как ее внешний вид по всей площади единообразен. Обувь, пошиваемая из замши, чаще всего комбинируется с лаком. Замша – очень сильно тягучий материал, поэтому при ее раскрое правило тягучести надо соблюдать особенно тщательно. Вдоль следа детали должны иметь наименьшую тягучесть. Тягучесть деталей в паре должна быть одинаковой. Ворс в паре деталей должен быть одного направления и одного оттенка, поэтому раскрой необходимо вести так, чтобы все детали одной пары получались из одного участка.

 

§ 6. Раскрой велюра

            Велюр выделывается из овчины, козлины и шкур телят – на бахтарму. Ворс бахтармы должен быть ровный. Для выделки велюра обычно подбирают шкуры с большим количеством пороков на лице, непригодные для выработки обыкновенных кож.

            По внешнему виду велюр при хорошей обработке походит на замшу и применяется для легкой женской обуви. Правила раскроя те же, что для замши.

 

§ 7. Раскрой лаковой кожи

            Лак можно вырабатывать из шкур любого животного, но лучшим сырьем для выработки лака считаются шкуры козлят. Лак, выработанный из этих шкур, имеет красивую блестящую поверхность, применяется для верха модельной обуви.

            Порядок расположения моделей на лаковой коже остается обычным. Соблюдение правила тягучести имеет исключительно важное значение. Если это правило не соблюдается, заготовку, сшитую из деталей с сильной тягучестью вдоль следа, невозможно затянуть на колодке без образования складок и морщин.

            При ином спаривании деталей резко ухудшается внешний вид обуви.

 

§ 8. Раскрой подкладочных кож

            Для выкроя деталей кожаного приклада применяют подкладочные кожи. Они вырабатываются из шкур баранов и овец (овчин), из шкур коз (козлины), а также из шкур телят, опойка и выростка. Для выработки подкладочных кож применяются шкуры указанных животных, по качеству непригодные для изготовления верхних кож.

            Овчина применяется для раскроя кожаного приклада рядовой обуви, козлина – в оснвоном для изготовления модельной обуви, подкладка из опойка и выростка – в основном для поднаряда и футора сапог.

            Кожаная подкладка в полуботинках и туфлях сглаживает неровности внутри обуви, предохраняет швы от быстрого разрушения, задний шов обуви и верхний кант – от растяжения.

            Пяточная часть кожаной подкладки должна быть плотной, так как при носке испытывает сильное трение, поэтому ее следует выкраивать из крупона. Передняя часть кожаной подкладки может быть несколько слабее пяточной.

            Кожаная подкладка должна быть эластичной, нежесткой и непухлой. Наличие небольших пороков допускается по всей площади кожаной подкладки, но на ее лице не должно быть грязных пятен, трещин, безличин, а также плохо заросших лизух, оспин и пр. На бахтарме допускаются подрези (до ¼ толщины кожи), выхваты и другие неровности.

            Кожаная подкладка, выкроенная для обуви, в которой по линии верхнего канта делается загибка, не должна быть слишком тягучей в направлении следа. В паре кожаная подкладка должна иметь одинаковый цвет.

            Футор и поднаряд для сапог выкраиваются из лучших участков кожи; как и детали кожаной подкладки, их нельзя выкраивать из кож, выделаныных на бахтарму; они выкраиваются в комбинации с кожаной подкладкой и другими деталями. Пары футора и поднаряда должны иметь одинаковую толщину и плотность. Пороки, ослабляющие крепость или портящие внешний вид, не допускаются.

            Вкладные внутренние стельки сглаживают неровности на внутреней основной стельке. В открытые туфли и лодочки вставляются полные стельки, в полуботинки – полустельки, а в ботинки – подпяточники.

            В пяточной части стелька должна быть плотной, толщиной не меньше 0,66 см. Пучковая часть может быть немного тоньше и менее плотной. Тягучесть стелек в направлении следа должна быть небольшой.

            На площади стелек, особенно со стороны лица, не допускаются глубокие пороки. До линии пучков не должно быть и мелких пороков, портящих внешний вид стелек. Стелька выкраивается из пол, воротков и лап.

            Задний внутренний ремень предохраняет от быстрого истирания заднюю часть текстильной подкладки. Ремни следует выкраивать из плотной и эластичной кожи так, чтобы по длине тягучесть их была наименьшей. На площади ремня не должно быть глубоких пороков.

            Штаферка предохраняет от растяжения верхнюю часть ботинка и от истирания – верхнюю часть полотна. Штаферка должна быть прочной и эластичной, без лицевых пороков. По длине она не должна быть сильно тягучей.

            Подблочники в ботинках и полуботинках служат для укрепления передней части заготовки по линии вставки блочков. Подблочники надо выкраивать с таким расчетом, чтобы нижняя их часть была достаточно плотной и эластичной.

 


article

Добро пожаловать,
гость сайта!

Новости:

2015-11-06

Смена шаблона сайта

2015-11-04

С праздником единства и согласия

Популярные статьи:

Испанские эспадрильи с Дмитрием Белополым

2. Отделка низа обуви

Ручное изготовление колодки из дерева мастером Курокио (Япония)

11. Особенности затяжки заготовок из лаковой и замшевой кожи

Настольные блоки для инструмента

Новые материалы:

Ботинки - гриндеры от американца Марка Олсона

Ручное изготовление колодки из дерева мастером Курокио (Япония)

Испанские эспадрильи с Дмитрием Белополым

5. Крепление каблуков

1. Обработка низа

Онлайн тесты по пошиву обуви:

Памятник на могилу саратов с установкой на сайте http://sar-granite.ru. | где купить сайт, сайт где можно все купить дешево 322616cf