2015-11-06

1. Подготовительные операции

§ 1. Клеймление деталей

         Для облегчения сборки деталей, чтобы избежать перепутывания их при обработке, на всех деталях заготовки ставят клеймо пары («парник»). Если партия состоит из шести пар, то на деталях первой пары ставят №1, второй - №2 и так до №6. На деталях подкладки ставят клейма с условным обозначением номера партии, артикула и размера обуви.

Виды заготовок для ботинокВиды заготовок для полуботинок

 

Виды заготовок для туфель

 

         Клеймо парника обычно наносится металлическими клеймами выбиванием на металлической плите, под которую подкладывается лист резины в месте затяжной кромки.

Клеймление артикула, размера, номера партии

         На подкладке клеймо ставится спиртовой краской при помощи нумератора с резиновыми цифрами.

         На рис. 36 показаны образцы клейм, наносимых на детали.

 

§ 2 Спуск краев деталей

         Утонение краев деталей называется спуском. Края спускают с различной целью.

         1. Спуск под загибку делается с целью получить загибкой красивый, тонкий кант на деталях. Неспущенные края нельзя загнуть, не увеличивая их толщины.

         Спуск под загибку делается шириной в 6-8 мм. с таким расчетом, чтобы при загибке можно было загнуть край по ширине не менее чем на 3-4 мм. Это необходимо для того, чтобы загнутый край попал под строчку при скреплении деталей.

         Толщина спущенного края должна быть равна трети толщины детали; при таком условии толщина загнутого края детали остается равной толщине самой детали.

         2. Спуск под строчку делается для тог, чтобы края заготовки не образовали рубцов и не давили на стопу; они должны быть утонены до минимума, сходить почти на нет.

         Ширина спущенной кромки устанавливается с таким расчетом, чтобы шов, скрепляющий детали, лежащие одна на другой во избежание ослабления не проходил по скошенной кромке, а отставал от края примерно на половину установленного припуска под швы. Если, например, припуск под шов равен 6-8 мм, то ширина спуска под шов должна быть равна 3-4мм.

         3. Спуск краев для выворотного шва делается по верхнему краю берцев ботинок, голенищ и футора сапог, чтобы верхний кант берцев или голенищ, пристроченных к прикладу и вывернутых на лицо, был тонкий и ровный. Ширина спуска под выворотку должна быть равна 10-12 мм, а толщина спущенного края половине толщины детали.Места спуска в туфлях

         4. Спуск краев для тачного шва производится для лучшей утяжки шва при скреплении деталей. Детали по линии крепления тачным швом (задний кант задинки, голенище, перед по линии стачивания с голенищем, футор по нижнему краю и по линии заднего шва, поднаряд по верхнему краю) спускаются на ширину 4-6 мм; толщина спущенного края делается равной трем четвертям толщины детали.

         5. Спуск для равнения края. Детали толщиной свыше 1 мм необходимо выравнивать по толщине, для чего их сначала выравнивают спуском шириной 10-12 мм, потом уже спускают под загибку, затяжку и пр.

         Технологические требования к спущенным деталям. Спуск должен быть без выхватов и утолщений, равномерный по толщине и ширине на всей длине спущенного края.

         Слишком большая ширина спущенного края ослабляет в заготовках шов, который при затяжке обуви может порваться. При слишком узком спуске края деталей после загибки получатся неровные и некрасивые, при строчке нитка втягивается неравномерно, строчка может получиться неровной.

Исполнительные органы машины для спуска деталей

Слишком тонкий (переспущенный) край при строчке отсекается, вследствие чего при затяжке получаются прорывы заготовок. Толстый край трудно поддается заколотке и также образует некрасивый кант.

         При спуске следует избегать повреждения лица детелей верха. На рис 37 показан спуск на деталях туфли.

         Оборудование. Спуск краев может производиться на машине и вручную. В настоящее время на большинстве обувных модельных фабрик спуск выполняется на машине.

         На рис. 38 изображены исполнительные органы такой машины «Успех» легкого типа.

         Спуск осуществляется при помощи вращающегося ножа 1. Деталь подается на нож вращающимся транспортером 2, сделанным из наждачного камня, сверху во время подачи деталь прижимается к транспортеру лапкой 3. Боковая упорная пластинка 4 служит направляющей, она обеспечивает постоянство ширины среза.

         Деталь укладывается на стол машины и направляется пальцами правой руки в промежуток между транспортером 2 и прижимной лапкой 3. Транспортер, вращаясь, подает деталь на вращающийся нож 1, который и срезает край детали.

         Для регулирования ширины спуска отодвигают от края или приближают к нему упорную пластинку. Толщина спуска регулируется поднятием или опусканием прижимной лапки 3.

         Для получения спуска определенного профиля (более крутого или более отлогого) пользуются винтом 5. При ввертывании этого винта нижняя плоскость лапки опускается и спуск получается более отлогим.

         Нож затачивается карборундовым камнем 6, установленным в машине.

         Для спуска краев вручную пользуются ножом шириной 2 см и толщиной 1,5 мм, длиной 200 – 210 мм. Чтобы удобнее было держать нож, ручку его обертывают кожей или надевают на нее специальных чехол.

         Правильный спуск краев деталей получается, если нож хорошо и правильно отточен. Необходимо, чтобы фаска ножа была равномерно сточена на нет и лезвие было ровное, гладкое, без малейших зазубрин.

         Сточенная фаска должна иметь ширину в 5-6 мм. Нож следует точить на камне с мелким зерном и править на оселке и стальке вручную.

         Спуск производится на мраморной плите следующим образом. Рабочее место и мраморную плиту предварительно очищают от пыли и мусора, проверяется острие ножа, в случае необходимости правят нож на стальке. Партию кроя кладут с левой стороны стола, спускаемыми краями ближе к мраморной плите. Взяв левой рукой деталь, кладут ее на плиту спускаемым краем от себя. Держа деталь пальцами левой руки с левой стороны, берут правой рукой нож и приближают лезвие к краю детали. Передвигая указательным пальцем левой руки правую руку с ножом по краю, срезают лезвием кожу.

         При спуске прямых краев правую руку с ножом держат в одном положении, а при спуске закругленных краев правой рукой делают разворот.

         После машинного спуска края отдельные участки остаются неспущенными или плохо спущенными. Выполнить спуск на машине во второй раз без порчи детали очень трудно, а порой и невозможно, поэтому приходится поправлять такой спуск вручную.

 

§ 3. Разборка кроя

         В массовом производстве крой обрабатывается партиями в 6-12 пар. После клеймения и спуска детали кроя могут перепутаться. Чтобы предотвратить неправильную сборку, комплектуют детали по парам, для чего производится разборка кроя; детали раскладывают по парам, руководствуясь нанесенными на них по линии затяжной кромки парниками (клеймами номера пары).

 

§ 4. Наклеивание межподкладки на детали верха

         На детали, выкроенные из тонкой, тягучей кожи, наклеивают межподкладку по всей площади (рис. 39), к деталям из более

Наклеивание межподкладки

плотных кожевенных материалов (хром-выросток и хром-опоек) – только в отдельных местах (согласно специальной отметке котроллера при проверке качества кроя).

         Для деталей, выкроенных из тонкой кожи, на межподкладку используют плотную ткань с однородным начесом, к деталям из более плотных кож подшивают межподкладку из бязи.

         Для подклеивания применяют декстриновый клей или клей из синтетического каучука. Клей наносят кистью или при помощи аппарата, в котором имеется решетка, поднимающаяся из резервуара при нажиме на педаль. На решетку кладут межподкладку, которая впитывает клей. Пропитанную клеем межподкладку снимают и накладывают на деталь. Для этой цели применяется также специальная машина. Она имеет два вращающихся валика; гладкий транспортирующий и рифленый для нанесения клея. Деталь закладывают между валиками, нижний транспортирующий валик продвигает межподкладку, а верхний рифленый при вращении захватывает клей из резервуара и наносит на межподкладку.

         На детали, которые подвергаются перфорированию, межподкладка наклеивается после перфорирования.

         К качеству выполнения операции крепления межподкладки предъявляются следующие технологические требования:

         1. Межподкладка должна быть соединена с деталями верхнего кроя ровно и плотно, без резко выраженных складок и так, чтобы края деталей заготовки и межподкладки были взаимно параллельны. Нарушение этого условия приводит к образованию резко выраженных морщин и складок, которые выделяются в виде неровностей на лицевых сторонах наружных деталей, в особенности, если межподкладка плотная, а детали тонкие, что портит внешний вид обуви.

         2. Межподкладка, кроме основного назначения, служит также для упрочнения заготовочного шва, поэтому ее края должны быть расположены так, чтобы они были захвачены по крайней мере одной строчкой, скрепляющей наружные детали.

         3. Края межподкладки не должны быть видимы в готовой обуви.

         4. Края берцев и задинок должны совпадать с краями межподкладки, с которыми в дальнейшем скрепляются тачным швом.

         5. Межподкладка деталей должна попадать на загибаемые края, но не должна утолщать их.

         Установлены следующие расстояния краев межподкладки от краев обрабатываемых деталей:

 

 

Расстояние в мм

Союзки и накладные задники (незагибаемые края, настрачиваемые на берцы):

 

         без перфорации…………………………………….

         с перфорацией………………………………………

 

 

 

1 – 1,5

4 - 6

То же (загибаемые края ) и берцы (передние края):

         без перфорации……………………………………..

         с перфорацией………………………………………

 

5 – 6

8 - 9

Берцы (верхний край), союзки, носки…………………..

7 – 8

Задинки (затяжной припуск)……………………………..

13 - 14

 

§ 5. Нанесение клея на детали верхнего кроя

         Края деталей верха заготовки, которые должны быть загнуты, покрывают для скрепления клеем. Загнутые края кожаных деталей можно скреплять клеем из натурального каучука 7-8%-ной концентрации.

         Клей наносится равномерным слоем на спущенную часть загибаемой кромки со стороны бахтармы. Для удаления растворителя (бензина) клей должен быть высушен настолько, чтобы образовалась липкая пленка.

         Продолжительность сушки под вытяжкой 10-12 мин.

         Прижав правой рукой уложенную на стол партию кроя, надо взять в правую руку кисть, опустить ее в клей и смазать спущенные края. После нанесения клей детали укладывают одну на другую на расстоянии ширины нанесенного слоями клея так, чтобы они не

Сушильная установка для сушки краев деталей

соприкасались смазанными поверхностями. В таком виде их помещают в сушильную установку (рис. 40).

 

§ 6. Проклеивание кромки

         Края деталей верхнего кроя, которые в процессе пошивки обуви, а также во время носки подвергаются сильным напряжениям, подклеивают киперной тесьмой а шириной 10 – 12 мм (рис. 41).

Проклеивание кромкиКак правило, края подклеивают у заготовок типа лодочка на союзках по линии выемки, у туфель с берцами – по верхнему краю берцев, у полуботинок – на задней части берцев. Чересподъемные ремни проклеивают по всей длине, как и бейки, расположенные на союзках и верхних частях берцев.

         Проклеивание выполняется следующим образом:

         1. Тесьму пропитывают резиновым клеем, после чего наматывают на барабан для просушки (для удаления бензина из клеевой пленки).

         2. Разрезают тесьму на части, длина которых равна длине проклеиваемого участка детали.

         3. Отрезки тесьмы наклеивают на детали на расстоянии 5 мм от края с таким расчетом, чтобы она попала под загибку и под строчку. Тесьма должна быть наклеена ровно и плотно. На чересподъемные ремни и бейки тесьму наклеивают посередине детали.

 

§ 7. Загибка краев деталей

         Наружные края деталей верха, промазанные по местам спуска резиновым клеем, загибают специальным молотком на мраморной плите по моделям (рис. 42).

         Перед операцией мраморную плиту очищают от остатков клея и пыли. Партию деталей кладут с левой стороны стола бахтармой вверх.

         Левой рукой берут одну деталь и кладут лицевой стороной вверх на модель так, чтобы спущенные, намазанные клеем края деталей по всему загибаемому краю равномерно выступали за грань модели на величину загибаемого припуска. Детали прикрепляются к модели специальными щипчиками.

         Загнув пальцами левой руки край детали, приколачивают его молотком. В местах крутого поворота делают надрезы ножом, чтобы загибаемые края лучше укладывались.

         Загибку краев деталей необходимо выполнять с соблюдением следующих технологических требований.

Рабочее место заколотчика

         Края загнутых деталей должны быть ровными и должны совпадать с контурами моделей. Ширина загибки для ботинок и полуботинок – 3 мм; глубина надсечки (от края детали) – 2 мм; число подсечек на закруглениях  - четыре на 1 см.

         Если край детали загнут неровно, она не соответствует модели, что приводит к неправильной сборке заготовки.

         При неравномерной ширине загнутого края детали подкладка может получиться шире верха и образовать складки или может оказаться уже верха и оттянуть его.

         Особенность загибки деталей из замши состоит в том, что их заколачивают на пергаменте, чтобы сделать более стойкими и менее тягучими. Загнутые края получаются более ровными.


article

Добро пожаловать,
гость сайта!

Онлайн тесты по пошиву обуви: